Mount&Blade («Скачи и мечи»)

Тяжело быть оригиналом, присоединяясь к хору критиков и геймеров, восхваляющих турецкую Mount&Blade. Но, кроме шуток, M&B – лучшее, что могло произойти с экшеном, рпг и стратегией, если перетасовать их элементы и добавить псевдосредневековый фон. И не добавлять магию, укрытия и регенерацию, а также фансервис, бронелифчики, дремлющее мировое зло и драконов с эльфами.

Игра, разработанная турецкой TaleWorlds, официально вышла в сентябре 2008 года, хотя вполне рабочая бета-версия была доступна в интернете еще в 2005 году. И не только бета – разработчики поделились с сообществом любителей M&B еще и исходным кодом игры, в результате первый мод появился еще до начала продаж «полной версии».  Сообщество сыграло немаловажную роль в создании не только модов, но и самой игры – некоторые элементы M&B изначально были предложены именно на форуме любителей поскакать и пометать.

«It’s only a model»

«It’s only a model»

В настоящее время в продаже существует три отдельных игры на движке M&B: Mount&Blade, сиквел – Mount&Blade: Warband (в России издана как «Mount & Blade. Эпоха турниров». На этом месте локализаторы из Snowball Studios должны начать коллективно икать, потому что они, как всегда, в угоду маркетингу или собственным тараканам выбрали самое неподходящее название для игры) и «Mount & Blade. Огнем и мечом» – продукт киевской студии «СиЧъ». На практике «Огнем и мечом» оказывается крупномасштабным модом к M&B, меняющим сеттинг с псевдоисторического на исторический, а M&B:W не обладает чертами сиквела, а является, скорее, переработанным оригиналом с мультиплеером и улучшенной графикой. Если вы пожелаете седлать боевого коня и скакать в атаку, начинать лучше именно с M&B:W – вы ничего не потеряете ни в плане геймплея, ни в плане атмосферы игры.

Карта Кальрадии в варианте M&B:W

Карта Кальрадии в варианте M&B:W

M&B во всех вариантах представляет собой «песочницу» без определенной сюжетной линии. Игрок оказывается погруженным в мир псевдосредневековой Кальрадии, где волен стать разбойником или отыгрывать «паладина», или даже нейтрального торговца – а также может подняться «из грязи в князи» и пополнить ряды местного дворянства. Игровой мир M&B дает массу возможностей, особенно расширившихся в M&B:W, где можно создать собственную фракцию и образовать новое королевство, или даже жениться/выйти замуж за представителя или представительницу знатного рода, чтобы быстрее подняться по социальной лестнице.

Социальная лестница – довольно жесткая структура в игре. При создании персонажа игрок не только редактирует его внешний вид, но и при помощи серии вопросов задает прошлое героя, выбирает происхождение и пол. Самым «простым» для старта персонажем будет отпрыск разорившегося благородного рода, которого довольно быстро призовут на службу местные короли, в то время как крестьянка или мещанка должна будет пройти множество битв и заслужить доверие лордов, прежде чем на нее обратят внимание. Даже дружба с несколькими лордами, благосклонность фракции и значительная слава (счетчик которой тикает для каждого персонажа игры) не помогут – средневековая Кальрадия не стесняется дискриминации. И это, в некотором роде, приятный момент, поскольку дает M&B реиграбельность и возможность нескольких различных по ощущениям прохождений, чего нельзя сказать о популярных современных РПГ, где отличия в игре мужским и женским персонажем зачастую только косметические. К сожалению, эта возможность была с корнем вырвана из «ОиМ» киевскими разработчиками.

Кроме упомянутого счетчика славы, игра ведет подсчет рейтинга «чести», отношений с фракциями и лордами, бюджета игрок, и, само собой, лог заданий. Но некоторые вещи остаются нигде не отмеченными – например, игрок может узнать, что если купить пряности в городе Тулга, то в городе Прэвен их можно продать в два раза дороже. Начинающему торговцу, возможно, придется держать открытым блокнот – бумажный или электронный, чтобы случайно не разориться. Хотя вначале это создает неудобства и отвлекает от игры, через некоторое время начинает скорее способствовать погружению в игровой процесс. Как, пряности за 600 динаров? Вы меня разорить хотите, сударь, в Ичамуре на прошлой неделе они торговались за 400! Проклятые монголы, вечно пытаются обмануть, не сжечь ли нам пару деревень в отместку?

Но хлеб с маслом в M&B – это сражения. Типов локаций не так уж и много: это открытое пространство, соответствующее климатической зоне на карте и рельефу местности, по которой в это время скакал ваш отряд (степь, тундра, равнины, холмы, лес, горы, ущелья, пустыни в M&B:W), деревня, город, замок и убежище бандитов (тоже в M&B:W). Типов сражений, собственно, два – бой на открытой местности и в деревне и осада замка или города на стороне обороняющейся стороны или нападающей. И хотя именно вы командуете своей армией, не вы командуете битвой. В зависимости от типа карты, типа войск противника и их количества, боевого духа бойцов и просто обстоятельств можно выйти победителем, а можно оказаться в плену у оппонента, или одержать пиррову победу. Скажем, малочисленные, но тяжеловооруженные рыцари могут оказаться в весьма неприятной ситуации, если карту пересекает река, на другом берегу которой разместились лучники или копьеметатели, решившие устроить тир с мишенями из мгновенно потерявших скорость всадников. А если берег, на котором стоят лучники, еще и крутой, то шансы на успех у рыцарей совсем невелики. Но на более-менее ровной карте горстка рыцарей может уничтожить почти любое количество пеших врагов, насаживая их на копья или разрубая мечами на полном скаку. Если, конечно, это не стена копейщиков в сопровождении тех же лучников или арбалетчиков.

 

Пешие бойцы готовятся с достоинством погибнуть от рук и копыт тяжелой конницы.

Пешие бойцы готовятся с достоинством погибнуть от рук и копыт тяжелой конницы

К вопросу об арбалетчиках: в M&B они бывают и конные. Но толку от них не так много, поскольку всадникам можно пользоваться только легкими арбалетами, а стрельба со скачущей лошади – не самое простое занятие. Конечно, можно купить своему герою тяжелый арбалет, и каждый раз слезать с коня, чтобы перезарядить его – но битвы в M&B весьма динамичные, и герой может просто не успеть убить хоть кого-нибудь. Или подкравшийся сзади рыцарь остановит незадачливого стрелка еще до того, как ему удастся подстрелить хотя бы вражескую лошадь.

Немаловажный факт: M&B – первая игра, в которой были реализованы бои верхом на лошадях. Вспомнить хотя бы TES IV:Oblivion, в котором лошадь представляла собой просто неудобное средство передвижения, и сравнить с опытом маленькой турецкой студии, которой помогали не денежные средства, вложенные в игру, а сетевое сообщество – сравнение, увы, не в пользу мастодонта CRPG. Конь в M&B – это лучший друг игрока и любого нпс. Только он спасет от стрелы, вражеской пули (в ОиМ и некоторых других модах), примет на себя удары пехоты, будет забавно покачивать на скаку метательным топором, попавшим в череп. Или застрянет в речном иле или на крутом склоне, послужив причиной скоропостижной смерти и оказавшись не самым лучшим другом.

 

Осада замка, игрок выступает в качестве осаждающего

Осада замка, игрок выступает в качестве осаждающего

Но и пешие бои – неотъемлемый элемент геймплея M&B. В осаду на коне не поскачешь, и поэтому под стенами и на стенах замков стоят спешившиеся войска, и игрок, вложивший большую часть заработанных очков опыта героя в умения, дающие преимущество в конном бою, может оказаться в неприятной ситуации. Если герой умеет быстро скакать, но не умеет быстро бегать, то дождь стрел и арбалетных болтов защитников замка будет весьма неприятной неожиданностью, так как даже самый крепкий щит может не выдержать и расколоться (а для того, чтобы поднять новый, нужно еще дойти до вражеского солдата и убить его). Копьем же – грозным оружием всадника – не особо-то помашешь в узком пространстве на стене, когда по осадной лестнице поднимается орда вражеских войск, а рядом стоящие защитники не дают как следует замахнуться.

Самое слабое место M&B, M&B:W, и особенно – «ОиМ», – графика. Хуже всего по современным меркам выглядит карта мира игры, особенно плохо по сравнению со вполне приличной графикой битв M&B. Тем не менее, все деревни, которых в игре несколько десятков, все города и замки отличаются друг от друга и не выглядят штампованными. В окружающем мире есть место для деталей: для развалин сторожевой башни или вывешенной на окне одежды, для деревянных ведер понятного назначения в темницах замков и в тавернах, и так далее. Декорации игры неинтерактивны, но это не доставляет дискомфорта, поскольку геймплей завязан на совсем других аспектах.

 

В игре нет «мыла». Вообще нет. Потому что нет версии для консолей. И не будет.

В игре нет «мыла». Вообще нет. Потому что нет версии для консолей. И не будет.

Стоит отметить, что у устаревшей графики M&B есть сильная сторона: благодаря демократичным системным требованиям игра запускается даже на нетбуках. Таким образом, можно начать осаду какой-нибудь крепости дома и завершить ее на отдыхе, на учебе или сидя в кафе.

Второе «слабое звено» M&B – это автоматически генерируемые квесты. Их немного, и в какой-то момент хочется ткнуть мечом в лицо очередному крестьянину, которому опять нужны коровы. Иногда квесты появляются не вовремя: скажем, у лорда взяли в плен единственного сына, а он просит своего «чемпиона» (т.е., главного героя) очистить ближайшую рощу от бандитов.

Но, в целом, в игре тяжело найти недостатки. Да и не зачем: в M&B нужно играть. Она того стоит.

Реклама

Об авторе derprimus

В свободное время я занимаюсь каннибализмом и ритуальными расчленениями. Кроме вторников.
Запись опубликована в рубрике вскрытие с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 отзыва на “Mount&Blade («Скачи и мечи»)

  1. Николай:

    я хочу играть в эту игру в онлайне

Выдать комментарий на-гора:

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s