Portal, Portal 2. Smooth jazz will be deployed in three, two, one…

Сама по себе идея порталов в играх далеко не нова. Мы с ними сталкивались почти в любом шутере со времен Unreal (зоны, в которых происходила «загрузка» были фактически невидимыми порталами, через которые свободно ходили монстры, а игрок, соответственно, мог видеть лежащую за ними часть локации). В 2006 году дыры в пространстве стали основным из главных элементов геймплея наконец вышедшей Prey. На самом деле то, что Portal выглядит пришельцем из прекрасного царства инди-игр – заслуга не порталов как таковых, а новизны подхода.

Portal – ориентированная на широкую аудиторию игра, фактически шутер от первого лица, но ее героиня не уничтожает инопланетных монстров, как коренной американец из Prey, а занимается решением пусть достаточно простых, но логических задач, связанных с пространством и его преодолением.  Это самый верхний слой игры, если на то пошло, но от него никуда не деться – все остальное развитие сюжета идет так, как будто от Челл вообще не зависит, она просто жертва обстоятельства, вынужденная двигаться вперед, как банальная белка в колесе. Некоторые игроки настолько вживались в роль подопытной крысы, что покорно сгорали в печи, куда героиню отправляет GLaDOS.

Второй козырь «Портала» – его околонаучный юмор вроде объяснения того, как порталы влияют на кинетическую энергию попавшего в них тела (а никак).  В каком-то смысле главным героем Portal является не безмолвная Челл, а шизофреничный суперкомпьютер, чьи комментарии игроку приходится выслушивать. Во второй части к этой паре подключается еще и Уитли, но он птица гораздо более низкого полета, нежели GLaDOS. Если она – виртуальная личность, сравнимая с HAL 9000 из «Одиссеи 2001», то Уитли с его британским акцентом – не более чем забавный параноик, с заметным трудом выполняющий свои кибернетические функции.

С верхними слоями «Портала» все понятно, идем дальше (глубже): можно сказать, что Portal продолжает уже классическую тему противостояния человека машине, начатую в фильме Кубрика (а если копнуть глубже, можно натолкнуться, например, на Мэри Шелли), и продолженную в «Терминаторах» и гораздо менее известном хорроре «Hardware». Надо сказать, что никогда в этой войне человек не побеждал благодаря интеллекту, скорее это было заслугой его «упертости», как и в случае с Челл.

Valve – одна из немногих студий, во-первых понимающая, что нельзя насильно погружать игрока в повествование, во-вторых умеющая подавать сюжет не здесь и сейчас, а очень выборочно. К примеру, Crysis 2 раздражает тем, что каждый встречный персонаж начинает в длинном монологе объяснять герою положение вещей, рассказывать о сводках с полей или еще чем-то. Создатели «Кризиса», разумеется, преследовали благородную цель, желая просветить игрока и подсознательно понимая, что Crysis 3 может никогда не выйти, а потому вся информация, необходимая для осмысления сюжета, каким бы плохим он ни был, должна быть передана игроку сразу же, из рук в руки. В результате, начиная с определенного момента, в «Кризисе» гораздо проще умереть от скуки.

Portal и Portal 2 –  игры, сознательно оставляющая многое за кадром, так что посетители форумов могут вдоволь пообсуждать подкинутые создателями намеки. Дошло даже до того, что имя героини путем каких-то масонских трансформаций превратили в Free man. Фактически, мифология мира Portal уже разрослась подобно дереву, корнями сплетаясь с соседним Half-Life, разработчики же только посадили небольшой росток. Так же вырос и мир Silent Hill, с одной стороны поддерживаемый самими создателями игр, с другой одержимыми, как в хорошем смысле, так и в плохом, фанатами.

Не используя почти ничего своего, весь состоящий из цитат (вроде переделанных стихов американских поэтов), «Портал» умудряется выглядеть и быть чем-то «не таким», вещью, порождающей собственные цитаты (вроде тортика и куба). Думаю, запомнят его именно за это, а не за пресловутые задачки.

Реклама

Об авторе nightingle

`Take some more tea,' the March Hare said to Alice, very earnestly. `I've had nothing yet,' Alice replied in an offended tone, `so I can't take more.' `You mean you can't take less,' said the Hatter: `it's very easy to take more than nothing.' http://nightingle.wordpress.com/
Запись опубликована в рубрике наше мнение с метками , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

8 комментариев на «Portal, Portal 2. Smooth jazz will be deployed in three, two, one…»

  1. GumBeat:

    Хорошо написал, хоть какая-то статья без хвальбы и поклонениz Valve.
    Выборочная подача сюжета, то есть подают когда хотят?

    • скорее его не навязывают, можно ознакомиться с комиксом, можно и нет, можно не читать надписи
      на стенах и исследовать разные закоулки — это все опционально, грубо говоря

  2. Ac1dgreen:

    А почему, простите «почти в любом шутере со времен Unreal»? Анреал, если мне не изменяет память вышел в 98-ом году, тогда как Квейк (номер «раз») вышел в 96-ом. И порталы там были.

    • были, но они, по-моему, ничего через себя не пропускали, просто работали «чекпоинтом»

      нет?

      • Ac1dgreen:

        Пропускали игрока, туда и обратно. Ракеты помнится пропускали. А вот, видно ли через них монстров, к сожалению, уже и не помню. Вечерком обязательно освежу память.

  3. nearforestboy:

    Я вообще мечтаю, чтобы был какой-нибудь сайт, где будет собрано всё-всё-всё из портал и портал 2 на русском языке, включая крутую озвучку второго портала, потому что над фразами GLaDOS рыдал вместе с отцом, который очень далек от компьютерных игр, но заметил меня в истерическом покатывании на стуле после очередной фразы и поинтересовался, чего это я смеюсь так 🙂

  4. Уведомление: Witcher 2 | Gaming Days

Выдать комментарий на-гора:

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s