Blade Runner. Герой или видение?

Радиоактивный сумрак, дрожащие неоновые вывески и нескончаемый дождь, порождающий смутные силуэты прохожих, чтобы мгновенье спустя поглотить вновь. Идет 2019-й – война позади, но ее мертвенное дыхание все еще здесь. Кто-то мечтает о горных долинах, ручьях и птицах – их время прошло. Настал век искусственной пищи, искусственных домашних животных и искусственных людей. Панорама Лос-Анджелеса за мокрым лобовым стеклом флаера подернута вуалью капель…

«– Ленинградские психиатры, –  бесцеремонно перебил Брайант, — считали, что определенные подтипы больных людей не смогут выдержать теста по шкале Войт-Кампфа. Если применить к ним тест в присутствии полицейских, то можно принять их за гуманоидных роботов. Ошибка станет очевидна только после того, как они будут мертвы…»
Ф. Дик. Мечтают ли андроиды об электроовцах

98-й был богат на славные игры, те, что никогда не умрут. Они лишь отступили в тень, не имея возможности идти в ногу со временем, хвастаясь новыми шейдерами, реалистичным расчетом физики и прочим. Год принес с собой Half-life, Fallout 2, «Вангеров» и многие другие проекты, сломавшие стереотипы и задавшие новые планки, как принято говорить. «Бегущий» появился чуть раньше, и революция, вызванная этим появлением, была отчего-то скромна донельзя.

Дело не в нескольких кардинально различных концовках (не-кардиально различных значительно больше), а в том, что нам предстояло не играть в детектива Рэя МакКоя, новоиспеченного охотника за искусственными головами, нужно было стать им. Нужно было делать его выбор – человек или андроид, судить или помиловать? И вместе с ним предстояло добраться к развязке, итогу мрачного расследования, в котором каждый участник получает свое и, само собой, не уходит обиженным.

Почему МакКой, а не вечно помятый Декард стал основным статистом? К счастью (именно так), Харрисон Форд отказался участвовать в создании игры, и сценаристам пришлось выдумать параллельную фильму сюжетную линию, отчасти, впрочем, задевающую канву кино-блейдраннера. Вествудовский «Бегущий» от этого только выиграл, потому что создателям удалось соединить визуальную, чисто ридли скоттовскую часть кинокартины, и ее атмосферу с чисто диковскими мотивами, оставив нетронутым и главный вопрос писателя, прозвучавший в «Электроовцах» – где грань между искусственным и настоящим?

В Blade Runner нет «правильных» решений, а вместо характерного для квестов «прилепи это вот сюда» – стрельба на поражение. То есть, афоризм «Бог создал людей сильными и слабыми, а полковник Кольт уровнял их шансы» здесь верен как никогда, с той лишь разницей, что в роли «сильных» – репликанты, которые людьми и созданы.

Нет в BR и «правильных» концовок, как не бывает их в жизни, и любая оставляет неясную горечь с привкусом одиночества и неона. Более того, после каждого запуска игры происходит автоматическое «выбрасывание» – кто из героев, с которыми МакКою предстоит столкнуться, репликант, а кто нет. Применить же тест Войт-Кампфа удастся далеко не ко всем.

Единственное, в чем можно упрекнуть «Бегущего» – львиная доля улик, попадающихся на глаза МакКою – безделушки. И носят они исключительно декоративную функцию. К сожалению, перед нами вовсе не полицейский симулятор, хотя, быть может, изначально игра им задумывалась.

Главное – Blade Runner – исключение из древнего правила, что не бывает действительно перешагнувших планку вторичности игр по мотивам кино. Исключение, оценить которое стоит даже не то что не переваривая квесты (как я), но и не переваривая игры вообще. Это живое напоминание о временах, когда размытое гейм-видео занимало 3-4 диска, а среди самих игр все еще попадались шедевры.

PS: All those moments will be lost in time like tears in rain…

Реклама

Об авторе nightingle

`Take some more tea,' the March Hare said to Alice, very earnestly. `I've had nothing yet,' Alice replied in an offended tone, `so I can't take more.' `You mean you can't take less,' said the Hatter: `it's very easy to take more than nothing.'
Запись опубликована в рубрике наше мнение с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

1 отзыв на “Blade Runner. Герой или видение?

  1. GumBeat:

    Фильм очень понравился, хотелось бы на большом экране посмотреть, но эт мечты…
    Жаль такой фантастики не особо много.

Выдать комментарий на-гора:

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s