I have no brain and I need brains. Пара слов о зомби в видеоиграх

Характерная черта постмодернизма в искусстве – использование готовых форм, зачастую вырываемых из естественного контекста и выставляемых под каким-то новым углом, в другой обстановке. Одной из таких форм стал зомби.

Фигура восставшего из мертвых, чья популярность росла всю вторую половину двадцатого столетия, узнаваемый образ, так или иначе присутствовавший во всех мировых культурах, просто не мог не появиться в видеоиграх. Конечно, сначала зомби в играх за редким исключением были скорее одними из действующий лиц, а вовсе не врагом номер один (Blood, 1997), но после миллениума их, как говорят маркетологи, внедрение в игры вышло на другой уровень. Связано это, видимо, и с новым витком зомбимании в кинематографе (ремейк «Рассвета мертвецов», «28 дней спустя»), однако верно и обратное (теперь уже квадрология Resident Evil).

Помните первый абзац про готовые формы? Так вот, «Зомби против растений», «Зомбиферма», «Супермен против зомби» (такого еще нет?), «Зомбидрайвер» в конце концов. И еще много названий. Зомби буквально повсюду. Одной из самых заметных игр с участием живых мертвецов последних лет стал Left 4 Dead, но на его примере гораздо проще объяснять популярность командных сетевых игр, а не игр про зомби, хотя то, за что мы так любим мертвецов, в Left 4 Dead тоже присутствует, и сейчас я попытаюсь объяснить, что именно то.

Лучшим наглядным примером может стать еще недоделанная, но уже впечатляющая инди-игра с дурацким названием Project Zomboid. Заниматься в ней приходится ровно тем же, чем мы обычно занимаемся – выживанием, добычей пропитания или средств для пропитания (дробовика). В реальности мы идем за хлебом, попутно отпирая и запирая несколько дверей, а герой Zomboid отдирает приколоченные к двери доски, и вновь заколачивает проход, выйдя из убежища. Мы идем в магазин, он в соседний дом. Если вы не поняли, куда я клоню, продолжим. Мы тащим с работы ручки, он тащит найденный где-то консервированный суп. Теперь обратная аналогия: вторжение зомби в забаррикадированный дом-крепость – это вторжение в личное пространство, которое любой из нас, если только он не живет в таежном домике, вынужден терпеть постоянно. Именно поэтому ассоциировать себя с героями зомби-игры довольно просто.

В замечательном романе Ричарда Мэтисона «Я – легенда» последнего человека Роберта Нэвилля третирует мутировавший (читай, зомбированный) сосед, в результате чего убийство надоедливого вампира, который где-то очень хитроумно прячется в дневное время, стало навязчивой идеей героя (иллюстрация Дэвида Кэмпбелла)

Игра преподносит нам самые обыденные вещи с необычной, героической точки зрения. Добудь еды, заколоти пару досок – в Project Zomboid это и необходимый минимум для проживания, и каждодневный захватывающий подвиг, сопровождающийся узаконенным убийством надоедливых соседей. Разумеется, в Left 4 Dead, стреляя людям в лицо из дробовика, о таком как-то не задумываешься, но общий для всех зомби-игр слой прослеживается даже в Plants vs Zombies.

Ничего удивительного в том, что игры в основном являются рутиной, а игры про зомби – рутина в квадрате. Профессор Джесси Шелл вообще предлагает раздавать людям баллы за совершаемые в реальной жизни действия, и это, по его мнению, сделает процесс чистки зубов и дорогу на работу в захватывающее занятие. Вполне возможно.

Нельзя обойти стороной интересную онлайновую зомби-выживалку (почти соковыжималка) Urban Dead, хотя из-за своей многопользовательности она потеряла суть, и относится к настоящему, безальтернативному зомби-апокалипсису примерно как «Зомбиферма». Сюда же можно отнести и инвалидный Fort Zombie – не выживание в окружении зомби, а тренажер терпения

Еще одной игрой, которая подтверждает мысль о том, что именно вывернутая наизнанку реальная жизнь делает игры о нашествиях зомби столь популярными, может стать Dead State – почти тот же Fort Zombie, но серьезней и глубже.

Один из первых появившихся в прессе скриншотов из Dead State

Несмотря на японское происхождение, на свою сторону я могу записать и серию Resident Evil, перед героями которой так или иначе встает вопрос, кто же в итоге страшнее – живые или восставшие из мертвых? А вот Dead Rising, который сложно воспринимать серьезно, потому что в данном случае Capcom сделал слишком японскую игру, нет. Если Resident Evil – что-то вроде пародии на аниме в зомби-сеттинге, то – Dead Rising – это  сделанная заразившимся вирусом японизма Джорджем Ромеро пародия на европейские фильмы о зомби.

В общем, читайте Канта, держите под рукой молоток и старайтесь не шуметь. Они хорошо слышат.

Комментарий derprimus: Проклятые зомби! Во время игры в Project Zomboid мой герой дважды погиб бесславной смертью – сначала несчастный лысоватый мужчина средних лет устал бежать от бывших соседей в темноте, упал на пороге своего дома и умер под моросящим дождем, второй раз его съели в какой-то каморке. Оба раза он прожил немногим более суток.

То есть создатели PZ отлично понимают, что простому современному человеку без строевой подготовки не выжить в мире, лишенном относительной безопасности и привычных удобств (отсюда и эпиграф игры «This is how you died»). Но вот игроки этого не осознают. Особенно, кажется мне, этим страдают американцы. Может быть, им так  скучно жить в их замечательной стране, что массовое сознание само требует апокалипсисов, нашествий зомби, войн – хотя бы виртуальных?  А так как население  США религиозно, то в выпущенной в последнее время массе развлекательной продукции, ориентированной на него, главными противниками становятся зомби – вернувшиеся из преисподней грешники, одолеваемые демонами.

Реклама

Об авторе nightingle

`Take some more tea,' the March Hare said to Alice, very earnestly. `I've had nothing yet,' Alice replied in an offended tone, `so I can't take more.' `You mean you can't take less,' said the Hatter: `it's very easy to take more than nothing.'
Запись опубликована в рубрике наше мнение с метками , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Выдать комментарий на-гора:

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s