Пара слов о культе Mass Effect, интернет-гопниках и играх для идиотов

Проще всего объяснить успех Mass Effect можно было бы такой формулой — в нем, как и в аниме, каждый находит что-то для себя. Но легкий путь — всегда скучный.

Mass Effect — если отвлечься от него как игры — это реинкарнация «Звездных войн», которые, в силу специфики, не могли позволить себе, к примеру, слишком далеко углубляться в тему половых отношений между представителями разных галактических рас (да и между персонажами одного пола, кстати). Не вязалось это со «Звездными войнами», и даже окончательно слетев с катушек, Лукас в очередной итерации классических эпизодов Star Wars ничего подобного себе не позволил.

В моем представлении Mass Effect — один из тех раздутых средняков, которые внезапно приходятся людям по душе, несмотря на то, что ничего особенного из себя не представляют. Как Alan Wake, например. И гораздо интереснее самой игры именно эта метаморфоза, превращение ее в карго-культ. Самый первый  Mass Effect уместно, наверное, сравнить с первым Assassin’s Creed, который был наброском грядущего монументального полотна под названием «Явление Аудиторе народу». Ни создатели первого «Ассасина», ни создатели первого «Эффекта» не знали, что ждет их дальше, либо представляли себе это очень смутно. Номерные «масс-эффекты», как и все последующие игры о работнике плаща и кинжала — абсолютные проекции геймерских предпочтений. Наверное, потому мне не нравится ни то, ни другое. За обеими сериями стоит не авторское видение, не предсказание и визионерство, а коллективное бессознательное играющих, то есть чистый маркетинг.

Именно маркетинг при сегодняшнем дефиците идей в игровой индустрии становится основной скрипкой. Подбрасываешь собаке кость, и, в зависимости от ее реакции, либо предлагаешь ей еще одну такую же, но слегка доработанную, либо уже совсем другую, если первая не пошла. Плох такой метод или хорош, говорить сейчас нельзя. Как обычно, всех рассудит только история. Разумеется, нужно понимать и то, что абсолютно плохие игры не продаются такими тиражами, как «Масс Эффект», вместо этого они лежат в развалах супермаркетов (по цене 59,99) и имеют на упаковке логотип «Акеллы».

Я думаю, что внезапное «проседание» пользовательской оценки Mass Effect 3 — симптом именно маркетинговой болезни, когда геймер в целом вроде бы доволен, а вот геймер отдельный не вполне, так как хотя и ждал примерно того, что получил, в душе надеялся на много большее. Грубо говоря, что Mass Effect 3 подарит ему те же ощущения, что и первая игра. Однако под видом откровения он получил «Матрицу. Революцию». Глупо всерьез рассуждать о каком-то заговоре и «флэшмобе хейтеров», развернувшемся на страницах «Метакритика», ведь ровно то же самое произошло с Dragon Age 2 — пока журналисты, в общей массе, боялись поставить ей меньше 8 баллов, рабочие люди оценили игру вполне честно. Та же история произошла и с очередным Modern Warfare. С Assassin’s Creed и Gears of War, пусть и с меньшей скоростью, происходит тот же процесс. Исключением из правил, насколько сейчас можно судить, пока можно считать разве что BioShock, к третьей части кардинально сменивший декорации, масштаб, да и сам подход. Кстати, мне он тоже абсолютно не нравится (первые два). Надеюсь, Infinite заставит меня изменить свое мнение. А пока я думаю, что BioShock это такой System Shock для особо одаренных.

Альтернативное мнение: инициативы интернет-гопников, которые с легкостью объединяются, например, с целью испортить рейтинг книги, автор которой позволил себе критиковать видеоигры, или чтобы развернуть кампанию по троллингу гейм-дизайнера, заикнувшегося о том, что он планирует внести в любимую ими франшизу какие-то изменения, в стане обычных геймеров особой поддержки не получают, пишет Ли Александер с Gamasutra.com.

Я полностью согласен с Ли в том, что у создателей может быть свой взгляд на концовку, и указывать им, как НАДО БЫЛО ДЕЛАТЬ, никто не должен, однако разочарованные поклонники серии имеют полное право выставить игре ту оценку, которую считают правильной. С другой стороны, заявление Рэя Музики о том, что ребята из Bioware поняли намек и сделают правильную концовку в виде DLC, подтверждает мысль о том, что Mass Effect — просто слепой плод коллективного разума.

Реклама

Об авторе nightingle

`Take some more tea,' the March Hare said to Alice, very earnestly. `I've had nothing yet,' Alice replied in an offended tone, `so I can't take more.' `You mean you can't take less,' said the Hatter: `it's very easy to take more than nothing.'
Запись опубликована в рубрике линч с метками , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

6 отзывов на “Пара слов о культе Mass Effect, интернет-гопниках и играх для идиотов

  1. Сева Зубарев:

    Флешмоб или нет, но как минимум половина пользователей Метакритика — полные идиоты. В здравом уме никому не придёт в голову поставить этой игре 0 или 1 из 10.

    А маркетинг безусловно оказал влияние на серию, достаточно вспомнить бесчисленные DLC для второй части. Но игры Mass Effect мне по-настоящему нравятся, у них очень хорошо получается рассказывать историю, пускай иногда и немного напыщенно.

    И мне интересно, действительно ли ME стал «хуже» от своей излишней коммерциализации? Каким бы он мог быть, по твоему мнению?

    • я же говорю, что о «хуже» здесь судить сложно, игра то нормальная, если бы она была сложнее, типа KoTOR, она и не была бы популярна.

      То, что она не очень нравится мне, не значит, что она совсем говно, но для меня это смесь какого-то совсем тупого шутера, ни на что, в основном, не влияющего выбора, свободного мирка, в котором нечего делать, ненужных умений и кино

      А Dragon Age 2 можно поставить 1, или тоже нет? а Call of Duty новому?
      Это субъективные личные оценки, и если кто-то ставит 0, то значит он так считает, на мой взгляд. Какой вообще смысл в оценках, если ты боишься их применять во всем их спектре? Я как-то не очень понимаю, что здесь для кого-то обидного, что игре поставили 0, игру это плохой не сделает и на продажи вряд ли вообще как-то повлияет.

      Оценки уже давно не оценки, а показатель настроений этой небольшой части геймеров, которые ходят на метакритик. Так же как оценки игровой прессы — не оценки, а основной инструмент ее существования.

      • Сева Зубарев:

        Как цинично 🙂 Но нет, я не фанбой, твоё мнение мне понятно.

        А 0/10 это должно быть что-то совсем сломанное, неиграбельное и совершенно некачественное. Но у каждого, видимо, свои критерии.

      • Сева Зубарев:

        Нет, я и не говорю, что боты, но не многие удосуживаются на что-нибудь большее, чем «This game sucks!» и «Day1 DLC sucks!»

        Так что да, это всё глупые эмоции.

  2. Бу:

    Да какой там культ? BioWare не выпустила ни одной приличной игры со времен Baldur’s Gate II, которая, кстати, тоже одна из самых переоцененных игр на свете. О том, какими «шедеврами» были Neverwinter Nights с Star Wars: Knights of the Old Republic (я, между прочим, покупал Xbox специально для этого куска дерьма), даже вспоминать не хочется.

    Мастера жанра эрпоге, блядь.

    P.S. И я не очень понимаю ту группу людей, которые жалуются лишь на концовку. Видимо, они не заметили консольный шутер средней паршивости (то, что она лучше, чем первая и вторая части в этом плане — сомнительное достижение), дебильные квесты, отвратительные тексты и сюжет, два выбора на все про все (финал — исключение, лол), общую сырость игры и т.д. Короче, чуть-чуть не дотянула до лучшей эрпоге поколения.

Выдать комментарий на-гора:

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s