О простых вещах

«…говорят, первой видеоигрой был симулятор ракеты. О происхождении видеоигр вообще много чего говорят — мы совершенно сейчас не об этом. Ракета эта весьма отдаленно была, собственно, ракетой. Это была точка. И противники ее были точки. Ровно то же самое можно было сказать про большинство видеоигр с периферии их зарождения. Точки в окружении точек — игрок контролирует некоторые из них.

Tennis For Two. Не очень ведь похоже на теннис, правда?

Со временем точек становилось все больше, они формировали линии и геометрические фигуры. Росло как число игровых объектов, так и способов взаимодействия игрока с ними. Совершенствовались правила. Постепенно бедная точка, значащая так много поначалу, снизошла до состояния даже не кирпичика — молекулы. Бешеный технологический прогресс вкупе с развитием идей породил то, что мы привыкли понимать под термином «индустрия электронных развлечений.

Сегодня люди совершенно забыли, да и не хотят вспоминать прошлое — современные вкусы более не приемлют аскетичные геометрические фигуры. Большинство привыкло уже не просто к неотличимым от настоящих, а гораздо более крутым, чем в реальности, высокополигональным персонажам, брызжущим кровищей прямо в камеры игрокам. Аккуратно прорисованные сказочные горы, леса и поля радостно нежатся в лучиках света, будто бы заманивая самых разных игроков — возраст, пол или сексуальная ориентация здесь не имеют значения. Играют все.

Совершенно обыденный кадр из «Скайрима», снятый за собиранием грибов

Зачем же им возвращаться из этой идиллии обратно к жестокому времени, когда были лишь стакан и падающие на его дно геометрические фигуры?..»

Закончив писать, я откинулся на спинку стула и уснул. Разбудил меня гневный возглас товарища. Едва разлепив глаза, я посмотрел на него. Он держал в руке мою свеженаписанную (или нет, не знаю, сколько я тогда проспал) рукопись.

«Они есть, я видел,  взбудоражено кричал он. — Те, которые не забыли! Которые еще помнят… точки!». Дело обретало серьезный оборот. Недолго думая, мы собрали все необходимые вещи и отправились в путь.

Вскоре мы нашли их. Отшельники жили в огромном заброшенном лабораторном комплексе. Товарищ вспомнил, что некоторых из них он уже видел  это были разработчики видеоигр, покинувшие мажорные игровые компании по ряду причин, изолировавшие сами себя и ищущие то ли уединенное спокойствие, то ли формулу Идеальной Игры. Пара дней тщательной слежки за ними выявила странности в их поведении  они словно жили вне времени, старательно воссоздавая прошлое вокруг себя. Как ни в чем не бывало рисовали они все те же старые точки на сильно изменивших свой внешний вид мониторах — видимо, пытаясь возродить Нестареющую Классику.

После непродолжительной борьбы нам удалось связать одного из них и притащить в кладовую для допроса. Бешеные его глаза бегали из стороны в сторону, он громко мычал и брыкался. Вымучивать из него звуки пришлось едва ли не пытками и насилием. Получилось что-то вроде : «Да что вы понимаете! Проходимцы! Ничерта не смыслите в играх! Где эти ваши гипернасыщенные развлекушки?! Да про них забудут через 5 лет, нет, через пару месяцев, а тетрис с пэкманом как жили, так и будут жить в умах игроков! А теперь отпустите, у меня обед».

Резко крутанувшись вокруг своей оси, он сорвал веревки, и, бормоча что-то невнятное, удалился в сторону вывески с надписью «Столовая». Преследовать его мы не стали, да и не до него было — этот сбивчивый монолог явил собой интереснейшую пищу для размышлений. Ведь действительно, бессмертные  уже упоминавшаяся Нестареющая Классика — игры устроены настолько просто, что в них смогут свободно играть даже сотрудники «Почты России». Эта интуитивная легкость освоения, при всем при этом, граничит с чудовищной глубиной. Доказательств тому миллион: смотрим хотя бы на мировые leaderboards в тетрисе и тысячелетнюю историю шахмат (не видеоигра конечно, но легко в этот, видеоигровой, формат конвертируемая). Выходит, простота не означает примитивность?

Соседняя лаборатория выглядела не в пример дружелюбнее. Поношенные халаты сменились скромной, но аккуратной одежкой, с кухни приятно пахло свежемолотым кофе, а в воздухе витал тихий, приятный отзвук теплой дружеской болтовни. Молодой человек в квадратной тюбетейке предложил нам отхлебнуть горячего напитка из кружки, больше напоминающей кирпичик «Лего». «Это, — он указал на картину в раме, — называется Pixel Art. Симпатичная киса, правда?». Изображенное на картине скорее напоминало спресованный бульонный кубик. Из продолжительного разговора с разработчиком мы узнали, что человек этот совершенно не хочет, чтобы его игры были похожи на современные. Говорил он живо, горячо и много — о ностальгии, о том, что зеленый оттенок травы раньше выглядел куда аппетитнее, часто произносил словечки из сленга современной молодежи  вроде «олдскул» или «хардкор». Сказал, что для него миры из простых геометрических фигур гораздо реальнее, чем трехмерно-прорисованные, и еще что это хороший  способ отвлечься на часок от лоска и великолепия продуктов современного геймдева. Завершился диалог тем, что наш собеседник объявил себя консерватором и заявил, что играть он прекратил в конце 90-х. Мы понимающе и совершенно искренне закивали, прежде чем уйти.

Мы с товарищем во всякое попадали

Уходя, мы услышали глухие голоса из за двери подвала. На ней красовалась надпись «Посторонним вход воспрещен». Я вообще едва ли бы заметил этот слившийся с интерьером, посыпанный щебнем кусок дерева, если бы не чуткое ухо моего товарища — опыт не пропьешь. Надо сказать, что мы с детства терпеть не могли всякие темные подвалы. Но любопытство и желание опросить всех обитателей комплекса взяло верх, и мы вошли.

Как и ожидалось — жуткая темень. Когда глаза привыкли к темноте, мы увидели вдалеке небольшую группу людей, и направились прямо к ним. Все они, как один, были наряжены в узкие джинсы, с хлипеньких плеч свисала шаль. подошли ближе и присмотрелись. Эти люди кучковались вокруг источника света, на поверку оказавшегося монитором. На вопрос «А что вы делаете?», какой-то человек с бородой, видимо, главный, обернулся и сказал: «у нас здесь арт-минимализм». На экране происходило… «Постойте, — воскликнул я.  Почему это у вас в игре ничего не происходит? Что это вообще такое творится? Это что, монах в розовом? Почему только один шаг в сутки? Куда это вы меня тащите? Пустите!». Я легко скинул с себя одним резким движением сразу несколько пар щуплых рук, и обернулся. Мои обидчики растворились с жутким хрипом. «Это как в той игре,  — сказал мне напарник. — Называется Don’t Look Back».

В принципе, весь этот «арт-минимализм» (он же «инди-хипстеризм») право на существование вполне имеет. Никто не отрицает, что найти удачный проект можно и в такой, пусть слегка эксцентричной области. Все-таки иногда эта минимизация всего и вся в играх даже приносит совершенно здоровое дуновение в игровую индустрию, вводя и возводя в абсолют понятие Символа — что уже перекликается с минимализмом настоящим, из живописи. Да и чего уж там жаловаться, Don’t Look Back я прошел за полчаса, и мне, в принципе, было достаточно интересно, а в игрушку про медитирующего монаха я исправно захожу каждый день. Очень уж точно передает она суть медитации в темном подземелии. Одно пожелание — лишь бы это стремление к авангардности не вылилось в вездесущий постмодерн и выставки стульев, составленных из рыбных палочек. Тошно уже, ей-богу.

Так называемый «contemporary art». Я вот, к примеру, не очень понимаю посыл этого произведения

В общем-то, все с вами понятно, товарищи разработчики! И потрепанность ваших халатов, и скромное убранство интерьеров можно было заметить невооруженным глазом — ну, не хватает ресурсов, в том числе и финансовых! А стремление создавать и творить, упаковывая большее в меньшем и низводя игры до практически первобытного состояния, не растеряв при этом собственно Игру  — похвально вдвойне! Конечно, простота не всегда означает гениальность — но нам эта гениальность не всегда и нужна. Нам человеческих таких, душевных вещей охота.

Реклама

Об авторе antoshadjan

We must embrace the pain and burn it as fuel for our journey.
Запись опубликована в рубрике наше мнение с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария на «О простых вещах»

Выдать комментарий на-гора:

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s