Роль и игра

Роль. Обычно, произнося это слово, мы подразумеваем те рамки, пересечения границ которых актер на сцене театра или внутри кинофильма пытается избежать. Иначе Станиславский опять будет зол. Также можно говорить о, например, «cоциальной роли» или «политической роли», то есть о каком-то паттерне или модели поведения, которая от человека в той или иной степени ожидается. Роль с нами всегда и везде. Всю свою сознательную жизнь человек, адаптирующийся (или хотя бы пытающийся это сделать) в социуме, находится под бесконечным прессом социальных ожиданий. Грубо говоря, его засовывают прямо в эпицентр уже разыгрываемой пьесы, хочет он этого или нет.

Жан Рено в роли наемного убийцы (слева)

Интерпретируя реальность, или, в некотором смысле, пропуская ее через себя, человек нашел способ выражать эту самую реальность через театральные постановки. Так роль обрела свое место в искусстве. Подобным способом люди придавали материальным вещам совершенно иное значение, шифруя их в определенных образах и декорациях. Это давало поразительный эффект — актеры на сцене неожиданно превращались в героев баллад и легенд, а человек в деревянной маске быка будто бы сам был огромным мускулистым зверем. Зритель же на время постановки убегал от жестокой реальности, погружаясь в пусть и ненастоящие, но чрезвычайно живые и насыщенные эмоциями миры.

Мел Гибсон в роли отважного исследователя выжженных пустошей

Конечно, роль не стояла на месте. Театральное искусство постепенно развивалось, новые жанры и приемы выражения не заставляли себя ждать. В конце XIX века был изобретен кинематограф, а потом, в середине XX — видеоигры. И тут началось самое интересное.

А что, если Главную Роль в пьесе исполнит зритель?

Видеоигры не просто дали нам такую возможность, а еще и полноценно раскрыли ее если не во всех, то в очень многих аспектах. Главный актер — он же игрок — помещен в определенного персонажа, будь то невероятно прописанный характер известного ученого с монтировкой или абстрактная «теннисная» ракетка из четырех кирпичиков. Ощущения описать трудно. Ну вот, скажем, представьте себя в теле разгневанного Отелло. Дездемона дрожит пред вами так сильно, что вибрации воздуха слегка дотрагиваются до кончика носа. У вас 5 секунд на раздумья. Ваши действия?

Игрок в роли наемного убийцы

Игры — это уникальный и в то же время универсальный способ переноса видения игрока из, назовем его «реальным», мира в фантастичное, абсолютно выдуманное окружение. Через постановку игроку определенных задач игра легко добивается того состояния полного отождествления игрока с его персонажем, или, иначе, ролью — а значит способна ставить перед ним самые разные вопросы психологического, морального и этического характера. Будучи вполне самостоятельными произведениями, игра неотделима от игрока как субъекта и основоположника происходящего с ним действия — даже в ситуациях, когда, казалось бы, игрок и не нужен.

Короче, любая игра — ролевая.

Игрок в роли отважного исследователя выжженных пустошей (в кожаной куртке, с собакой)

P. S. Из вышесказанного следует, что один популярный жанр видеоигр (угадайте, какой) нужно срочно переименовывать. Варианты?

Реклама

Об авторе antoshadjan

We must embrace the pain and burn it as fuel for our journey.
Запись опубликована в рубрике наше мнение с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

7 отзывов на “Роль и игра

    • antoshadjan:

      угу. если во всех играх мы отыгрываем роль, то и соответственно наименование role-playing game автоматически теряет смысл. интересно, как же можно тогда эту характерную достаточно нишу обозвать, непонятно совершенно. global world exploration? epic game? все не то, не то…

      • Суть ролевых игр не в открытости мира (он может быть у шутана или слешера или чего угодно вообще). Она в возможности выбора какую именно роль ты отыгрываешь и в каком произведении

      • antoshadjan:

        Выбор «как действовать» в игре — по сути, выбор «роли» — это интерактивность, она характерна не только для «RPG». Скажем, я могу быть в роли злого тирана в Total War/Циве, так и в роли культурного светоча. Или все вместе.

      • antoshadjan:

        А насчет «в каком произведении» — ну ролевки типа днд или вахи может и позволяли так делать, но в последнее время даже «рпгшки» не дают выбирать сеттинг (а ME, кстати, даже и в широком смысле «роль» выбрать не дает ._. ).

  1. Предлагаю назвать их ESG — Explicit Stats Game, игры с выпяченными статами 😉

Выдать комментарий на-гора:

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s