Ренессанс киберпанка

В сети появился первый трейлер игры Cyberpunk 2077 — наверное, самого главного киберпанк-проекта ближайших лет  (ранее такой вещью был Deus Ex: Human Revolution). Это красивое, составленное из штампов видео, которое несет ровно один «месседж» — мы, создатели «Ведьмака», делаем киберпанк-игру. Пока говорить не о чем, кроме того, что основан Cyberpunk 2077 на классической (не знаю, можно ли так говорить, гики поправят) настольной игре. И это, во всяком случае — для меня, факт скорее грустный, потому что может получить «игра в войнушку» в соответствующих декорациях — пейнтбольные маркеры приняли странные и довольно бессмысленные футуристические формы, деревянные коробки покрасили под небоскребы, на головах у всех картонные шлемы с надписью Police, а сержант орет «Get to the choppa!»

Есть уже, как минимум, два мультиплеерных проекта — Blacklight: Retribution и NeoTokyo, которые представляют собой не бездарное, но довольно пустое тиражирование атрибутов киберпанка без воспроизведения внутренней сути. Чем-то подобным, только не сетевым, может, наверное, стать и Cyberpunk 2077. Здесь мы приходим к самому важному — а можно ли вообще передать в игре этот «дух», а скорее даже «призрак»? Нужно ли это в принципе?

Раннеры стерильного антиутопического мира Mirror’s Edge явно навеяны курьерами из «Виртуального света» Гибсона. Те, впрочем, для передвижения пользовались велосипедами, а не крышами

Надо сказать, что в кинематографе это удалось в основном только Ридли Скотту и Мамору Осии, причем картины обоих, пусть тысячу раз гениальные — перехвалить трудно, именно из-за попытки вытащить в мир кино внутреннюю суть жанра оказались довольно странны в плане драматургии. Кроме того, возможно, что жанр уже настолько деконструирован, разобран на цитаты, что собрать его заново просто невозможно. Да и все эти отдельные элементы неплохо вплетаются в самые разные игры, вспомним Bloodnet и Shadowrun. Есть, правда, частный случай — Blade Runner, в котором стилистика Скотта объединилась с подтекстом Дика. В остальном же игры захватывают какие-то сепаратные детали жанра — киборги, корпорации, темные очки, одинаковый узнаваемый дизайн вертолетов, ночной футуристический город, дождь и неон.

Пропасть между киберпанком в литературе и всеми другими его воплощениями, игровыми или кинематографическими, на самом деле, очень просто объяснима. Как я уже писал в тексте про Deus Ex, в мире киберпанка технологии становятся метафорами. Даже больше, они становятся культурой вообще, заменяют собой все. Те же придуманные Филипом Диком андроиды — по-сути, полностью искусственные, замещенные технологиями люди. Деталь, которую основатели киберпанка, расцветшего через пару лет после смерти Дика, отлично поняли и по-своему воплотили.

Этот отрывок из «Токио-га» Вима Вендерса должен  вам хотя бы на интуитивном уровне объяснить некоторые мои мысли: 

Думаю, мало что стало понятнее, и поэтому я продолжаю. Всем известно (под всеми я имею в виду себя), что Уильям Гибсон, когда писал «Нейромантика», абсолютно ничего не понимал в компьютерах, и это не было нужно. Главный роман киберпанка ценен не этим. Он обрисовал общество, в котором технологии стали подменять все аспекты культуры — разноцветные «софты» (сейчас я представляю их как SD-карточку), разъемы за ухом, лезвия из пальцев, линзы, вросшие в лицо, не существующие в реальности поп-идолы, «аркада» — мир игровых автоматов, пристанище проступающих из сигаретного дыма голографиеских призраков, посмертный слепок мозга, возвращающий к жизни довольно странную копию когда-то живого человека, романтический искусственный интеллект, остров из мусора… Гибсон вдохновлялся примерно тем же, чем Вендерс, хотя на момент написания романа, кажется, даже не бывал в Токио. Это тоже было неважно. Он сумел интуитивно почувствовать приближающееся будущее с его виртуальной многослойной реальностью, и, что интересно, дальнейшие его романы стали реалистической прозой, пусть и с претензией на футуристические предсказания. Ведь все эти техно-хипстерские вещи, ранее бывшие просто красивыми фантазиями, так или иначе, воплотились в жизнь. Да и вообще, киберпанк — реалистическая проза о будущем.

Еще одна важная особенность киберпанка литературного заключается в том, что его герой всегда маргинал. Он не является представителем законной власти, а если и борется с системой, то только преследуя собственные интересы. Гибсоновский хакер Кейс, фальшивый художник Линдсей из «Схизматрицы» Стерлинга, авантюристка Ребел из «Вакуумных цветов» Суэнвика, в которых человечество — по-своему прекрасный космический сорняк, бродяжка из «Девочки, которую подключили» и еще десятки подобных персонажей…

Uplink, симулятор хакера-домоседа, — наверное, самая близкая к литературной основе киберпанк-игра

В общих чертах разлом обрисован — он огромен и вряд ли преодолим. Плохо это разве что для меня и моих завышенных требований, ведь даже в раздробленном виде киберпанк в играх продолжает существование — это хорошо и для него, и для игр, и для всех. Более того, игровой киберпанк переживает очередной Ренессанс. Помимо Cyberpunk 2077 скоро выходят Remember Me — Assassins’s Creed про будущее и total recall — и Watch Dogs — игра про то, что все, как в «Облачном атласе», соединено.

Будущее наступило, наслаждайтесь.

Об авторе nightingle

`Take some more tea,' the March Hare said to Alice, very earnestly. `I've had nothing yet,' Alice replied in an offended tone, `so I can't take more.' `You mean you can't take less,' said the Hatter: `it's very easy to take more than nothing.'
Запись опубликована в рубрике кино и книги, наше мнение с метками , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

12 отзывов на “Ренессанс киберпанка

  1. bolverin:

    вы сейчас тычите пальцем в фильм по книге и кричите «в книге было не так!»
    игра это игра. фильм это фильм. книга это книга
    в конце концов киберпанка в Deus Ex ровно столько на скольок вы в него верите

  2. Grey_S:

    > Это красивое, составленное из штампов видео, которое несет ровно один «месседж» — мы, создатели «Ведьмака», делаем киберпанк-игру.

    Судя по отзывам тех, кто знает игру-первоисточник не понаслышке — в тизере сказано, как минимум, «мы, создатели «Ведьмака», отлично изучили сеттинг».

  3. zholobov:

    +1 for first paragraph. My thoughts exactly. Showing cheap imitation of Ghost In The Shell tells absolutely nothing about game. All I can see — an ability to do subpar cinematics. I don’t know the original boardgame though. So probably I’m just not the target audience of the trailer.

  4. Странно что вы не затронули то, когда и в каких условиях ванильный киберпанк родился. А это середина 80х. Это галопирующий подъём Японии, у американцев было ощущение что японцы съедят весь мир. Это было время безумно быстрого развития компьютеров, когда они выходили во всё новые и новые сферы жизнедеятельности. Поправьте меня, но это было и время повышения преступности (а может и нет, тем более Гибсон давно живёт в Канаде). А еще вроде именно тогда ТНК и просто большие корпорации влезали везде — ну вроде развития моллов и т.п.
    Именно все эти тенденции и создали ключевые детали киберпанка. А сейчас ничего этого нет, динамика другая, ожидания от будущего другие. Мы сейчас вообще в будущем ничего не видим. А тогда видели, поэтому и пытаемся воскресить киберпанк, то ощущение большого и интересного будущего.

Выдать комментарий на-гора:

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s